пространство творческой свободы "время жизни"
Словарь художника
Основные термины и определения, знание которых позволяет заниматься живописью более осознанно.
Цвет
Свет
Техника
Стиль
Материалы
Цвет - это самое относительное визуальное средство в искусстве: из-за особенностей зрительного и психологического восприятия мы почти никогда не видим его таким, каков он в реальности. Развить чувство цвета - значит, научиться видеть, как соседние цвета влияют друг на друга, какие эффекты дает разная площадь цветовых поверхностей, яркость / светлость / температура цвета и т.д.
Тон
Любой исходный цвет: основной или дополнительный
Полутона (оттенки)
Разные по светлоте и насыщенности цвета внутри одного тона
Светлота цвета
Тяготение цвета к белому или черному. Более светлые тона содержат больше белого цвета. Более темные тона содержат больше черного.
Насыщенность (яркость, интенсивность) цвета
Степень удаленности исходного цвета от серого той же светлоты
Температура цвета
Холодные цвета являются производными от синего.
Теплые цвета - производные от красного или желтого.
Основные и дополнительные цвета (круг Иттена)
Для объяснения взаимодействия цветов между собой чаще всего используют цветовой круг немецкого педагога и художника Йоханнеса Иттена.

На этом круге основных цветов всего 3: желтый, синий и красный.
Путем их смешивания получается 3 составных цвета: фиолетовый, оранжевый и зелёный.
А через смешивание цветов первого и второго порядка получается еще 6 дополнительных цветов. Итого - 12 цветов.
Монохромная цветовая гамма
Картина, написанная в одном цвете, оттенками разной насыщенности и светлоты.
Комплиментарные (дополняющие) цвета
Цвета, которые на круге Иттена находятся друг напротив друга. Для достижения большей гармонии их лучше связывать между собой промежуточными цветами.
Цветовая гармония: триады цветов
Гармоничная цветовая гамма из трех цветов, расположенных на круге Иттена по принципу треугольников.
Цвета, находящиеся в одной и той же четверти круга, называются родственными. Находящиеся в разных частях круга - контрастными.
Цветовая гармония: кванты цветов
Гармоничная цветовая гамма из четырех цветов, расположенных на круге Иттена по принципу квадратов и прямоугольников.
Связывание цветов
Цвета, которые на круге Иттена находятся не в одной четверти, лучше связывать друг с другом промежуточными цветами.

Есть несколько способов связать цвета между собой (выполнить гармоничные тональные переходы):
1) оттенками (полутонами) хроматических цветов
2) черным и серым (ахроматическими цветами)
3) изолированными полосами родственных цветов
4) изолированными точками родственных цветов, как это делали импрессионисты и пуантилисты (они писали не мазками, а точками, чтобы смешение цветов происходило не на полотне, а в результате зрительной иллюзии).
Цветовая схема картины
Цветовые решения и тональные переходы, которые художник продумывает еще на уровне эскиза.
Взаимодействие цвета
Существует несколько универсальных правил цветовых взаимодействий, которые важно учитывать при разработке цветовой схемы картины:

  1. Цвет в окружении более светлых тонов, начинает выглядеть темнее. И наоборот.
  2. Цвет на фоне своего дополнительного (комплиментарного) цвета выглядит более насыщенным.
  3. Цвет на фоне близкого ему, родственного цвета, но более насыщенного, теряет свою насыщенность.
  4. Изменение цвета сильнее, если его площадь меньше по отношению к площади фона.
  5. Наиболее сильно во взаимодействии изменяются цвета одинаковой светлоты.
Цветовые акценты
Цветовые пятна, выделяющиеся на фоне остальной композиции (обычно по причине большей насыщенности, яркости). С их помощью художник управляет движением глаз зрителя по картине.
Контраст чистых тонов
Использование в картине только чистых тонов в их предельной насыщенности
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст холодного и тёплого обладает свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. Это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.
Контраст дополнительных (комплиментарных) цветов
В цветовом круге дополнительные цвета расположены напротив друг друга. Находясь рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон.
Контраст цветового насыщения
Это контраст между насыщенными, яркими и матовыми, затемнёнными цветами.
Менее насыщенные тона — главным образом, серые — кажутся более живыми благодаря окружающим их ярким цветам.
Контраст цветовых площадей
Суть этого контраста - размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями (по принципу "много / мало").

Например, в картине Брейгеля «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, обеспечивает изобразительную целостность картины.
Симультанный контраст
На картинке красные кирпичи одинакового цвета, но выглядят по-разному из-за разницы в окантовке (белая и черная), а квадрат серого фона посередине кажется более темным вверху и более светлым внизу.
Симультанно порожденные цвета - это иллюзия, обман зрения, объективно они не существуют.

Важно проверять цветовые взаимоотношения еще на уровне эскиза, чтобы не испортить большую работу.
Влияющие цвета
Цвет, который меняет визуальное восприятие другого цвета.

На картинке: верхний маленький и нижний маленький квадраты - это один и тот же цвет, но в разном фоновом окружении. В данном случае фон выполняет роль влияющего цвета.

Палитра телесных тонов Роже де Пиля
Роже де Пиль был не только художником, но и великолепным знатоком живописи, его теоретические и практические разработки в этой области послужили фундаментом для творчества многих художников последующих веков. Одной из таких разработок была палитра телесных тонов. Художник провел поистине титаническую работу в исследовании технологии живописи выдающихся портретистов прошлого.

Цвета палитры телесных тонов:
1. Свинцовые белила
2. Охра желтая
3. Английская красная
4. Ализарин
5. Сена натуральная
6. Зелёная земля Веронезе
7. Умбра натуральная
8. Кость жженая
Скоро здесь появится много полезного материала.
Активно над этим работаем.
Палитра Веронезе
Палитра Веронезе является изобретением венецианских художников XVI века и широко использовалась в художественной практике вплоть до середины XIX века. Венецианские живописцы, тяжело трудившиеся по много часов высоко на лесах, усовершенствовали простую деревянную палитру - увеличив ее рабочую поверхность и сделав ее вес при этом практически неощутимым. Отличительной чертой конструкции палитры Веронезе, является наличие противовеса и локтевого держателя, обеспечивающих постоянную фиксацию руки в локтевом суставе под углом 90° (рука устаёт не от веса палитры, а от необходимости её держать в согнутой руке, локтевой держатель фиксирует руку и снимает нагрузку с руки).

Размещение красок на палитре
Значительно облегчает работу правильное расположение красок на палитре. Их кладут на верхний край, оставляя всю остальную поверхность свободной для составления смесей. Каждая краска должна иметь свое определенное место. Обычно краски раскладывают справа налево от светлых к темным и от теплых к холодным - в правом краю за масленкой кладут белила, а за ними сначала желтые потом красные, зеленые, синие и черные краски. Но порядок может быть и другим (см. примеры цветовых палитр в разделе "Цвет").
Обработка палитры
Чтобы палитра не вытягивала масло из красок и хорошо чистилась, её пропитывают пчелиным воском, для чего палитру несколько раз полностью натирают воском и прогревают над огнём или мощным феном. Для тех же целей древесину палитры можно пропитывать вареной льняной олифой (после пропитки олифой палитре необходимо постоять 2-3 дня; затем оставшуюся олифу снимают, а палитру вытирают).
Чистка палитры
Палитру надо содержать в чистоте. После работы следует снять с неё все смеси красок мастихином и насухо протереть её мягкой тряпкой. Не следует скоблить ее ножом, так как при этом повреждается поверхность.

Если надо очистить палитру с сильно засохшими красками, прогрейте её мощным феном - затвердевшие краски от высокой температуры размягчаются и довольно легко снимаются мастихином.

Циркуль Фибоначчи
Практикующий художник каждый день сталкивается с задачей гармонизации различных величин. Одним из самых древних и естественных методов гармонизации является пропорция золотого сечения.
Золотое сечение – это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.
Для практического применения золотого сечения весьма удобен Циркуль Фибоначчи. Это очень простой в использовании инструмент, который постоянно сохраняет пропорцию золотого сечения в делении любого отрезка. Также им очень удобно находить соотношения высоты или ширины, когда один из этих параметров уже известен.

Выбор холста
Скоро здесь появится много полезного материала.
Активно над этим работаем.
Скоро здесь появится много полезного материала.
Активно над этим работаем.
Скоро здесь появится много полезного материала.
Активно над этим работаем.
Все это мы поможем Вам освоить на практике
Будем безмерно благодарны, если Вы поделитесь этой страницей у себя в соцсетях. Приятно приобщать людей к прекрасному!
Write Close
Close
Есть вопросы? Мы на связи!
Telegram
WhatsApp
Viber
Phone
Made on
Tilda